Транспортная экспедиция: вехи истории

В дореволюционной России такого понятия, как "договор транспортной экспедиции" не существовало. Проект Гражданского уложения Российской Империи, созданный в 1910 году, предусматривал очень узкую трактовку договора по грузоперевозке, но его создатели не приняли в расчет необходимость совершать не только юридические, но и фактические действия в процессе грузовой перевозки. Отдельные элементы современного договора можно было встретить в договорах по грузоперевозке, которые заключались с частными обществами транспортирования кладей. Неразвитость рынка транспортных услуг на то время объясняло такое положение дел.

В ходе реформы управления автомобильным транспортом, проводимой в 50-60 гг. прошлого века, были созданы министерства транспорта, при которых уже создавались транспортно-экспедиционные предприятия. Но при этом, основы гражданского законодательства 1961 года и Гражданский кодекс 1964 года, все также не содержали правовых норм по составлению договора транспортной экспедиции и не признавали его как самостоятельный. Эту реформу управления автомобильным транспортом принято считать точкой отсчета в развитии и становлении рынка транспортных услуг и началом истории грузовых перевозок.

Только в 1979 году Совет министров установил, что предоставлять транспортно-экспедиционные услуги могут только автотранспортные мероприятия. В перечень таких услуг входило обслуживание грузоотправителей и грузополучателей при грузоперевозке всеми видами транспорта. Спектр предоставления услуг по грузовым перевозкам разделяли на юридические и производственные операции. Юридические операции включали в себя: заключения договоров грузовой перевозки, определение прав и обязанностей экспедитора, расчет за транспортно-экспедиционное обслуживание и т.п. А в производственные операции включалось: осуществление погрузочных и разгрузочных работ, упаковка, взвешивание, хранение и т.д.

В 1981 году был утвержден типовой договор на централизованную грузоперевозку из портов, аэропортов, железнодорожных станций и наоборот. Этот типовой договор транспортной перевозки вошел в историю грузовой перевозки как документ, которым пользовались транспортные компании на протяжении многих лет.

Вскоре, в 1984 году были приняты Правила транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений в РСФСР. Некоторые нормы были изложены в кодексах и уставах, которые регулировали деятельность отдельных видов транспорта (автотранспорт, авиатранспорт, железнодорожный транспорт и.т.д.).

В 1996 году во второй части Гражданского кодекса в главе № 14, впервые в истории договора грузовой перевозки, содержалось понятие договора транспортной экспедиции, а так же требования к его форме и заключение основных моментов по деятельности экспедитора.

В недавнем прошлом, в июле 2003 года, вступил в действие закон "О транспортно-экспедиционной деятельности", в котором определился порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности и оформления документов, необходимых для грузоперевозки. Также в этом Законе были разграничены права и обязанности обеих сторон договора, за исключением почтовой связи.

По сей день правила транспортно-экспедиционной деятельности не утверждены правительством РФ.

Также стоит отметить и такие отраслевые нормативно-правовые акты, как кодекс торгового мореплавания РФ 1999 года, устав железнодорожного транспорта РФ 2003 года, устав автомобильного транспорта РФ 1968 года в действующей редакции и кодекс внутреннего водного транспорта 2001 года.
 

Права на данный материал принадлежат контент-провайдеру . Допускается полное или частичное копирование, при условии наличия хотя бы одной прямой индексируемой ссылки на сайт www.bizonline.ru в теле статьи. В противном случае будут применены санкции, предусмотренные "Законом об авторском праве и смежных правах" (ст. 48, 49). Поверьте - у контент-провайдера есть все возможности для отстаивания своих интересов!